О покрoвителе нашего храма, святом Афанасии Брестском

Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский

Эмблема-ОООдля сайта

(память  2 августа,18 сентября)
Святой прмч. Афанасий родился около 1597 г. в благочестивой семье Филипповичей в Бресте.

В молодые годы он некоторое время преподавал в домах шляхты, в том числе у канцлера литовского  Льва Сапеги. Но вскоре удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 г. принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный Афанасий был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем – в Межигорский около Киева. Из Межигорья преподобный Афанасий вновь вызван в Вильну и посвящен в сан иеромонаха, а затем назначен наместником Дубойской обители под Пинском. Через три года, в 1636 г., обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афанасий был переведен на послушание в Купятичский монастырь.

В 1640 г. прп. Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Прибыв в Брест на игуменство, преподобный прежде всего разыскал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря. Найдя в грамотах, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», преподобный Афанасий стал открыто в храме и других местах говорить об этом.

Св. Афанасий неоднократно ездил в Варшаву, чтобы обратиться к польскому королю и сейму с увещеваниями и требованием защитить права православных, излагая все притеснения и обиды, чинимые иезуитами и униатами. К смелым обличениям подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митр. Петру Могиле.

В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве. По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело отдался монашеским подвигам. Уединенная жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками и прочими притеснениями.

В ноябре 1644 г. он был взят под стражу, отвезен в Варшаву, закован в кандалы и так содержался более года. В заключении прп. Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: «Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной». Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу IV три послания с просьбой защитить Православную Церковь в Великом княжестве.

Исполняя повеление короля, митрополит Петр Могила оставил брестского игумена в Киево-Печерском монастыре. Во время пребывания в Киево-Печерской Лавре святой Афанасий создал одно из известных своих произведений – «Дневник» («Диариуш»), в котором обличается уния, описана напряженная борьба православного народа против римо-католической экспансии.

В 1648 г. его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, – ответил прп. Афанасий, – потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осужден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить его не губить себя. Но страдалец за истину ответил: «Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть».

В ночь на 5 сентября 1648 г. гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскаленным железом, принуждали отказаться от слов, произнесенных игуменом против унии и католицизма. Святой подвижник ответил палачам: «Что я сказал, то я сказал, и с тем умираю». После этих слов одному из прослезившихся гайдуков приказали расстрелять прп. Афанасия. Потрясенный мужеством и стойкостью игумена, гайдук просил у него прощения. Получив благословение, он выстрелил. Гайдуки поспешили втолкнуть еще живого мученика в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом кверху, сложил руки крестообразно и предал душу Господу.

В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землей, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. Только в мае 1649 г. иноки перенесли нетленное тело игумена в свой монастырь и с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь св. Симеона Столпника.

Почитание Афанасия началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архим. Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки Афанасия почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика, по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев). По приказу Петра I глава от мощей Афанасия была перенесена в С.-Петербург. В «Историческом известии о возникшей в Польше унии» Н. Н. Бантыша-Каменского(1795; изд. в 1805) приводятся слова Могилёвского архиеп. св. Георгия (Конисского), что к числу киевских нетленно почивающих святых «можно и должно присоединить» Афанасия На основе жития в 1819 г. (по др. данным, в 1825) архим. Маркиан написал стихотворный «Памятник о новом преподобномученике Афанасии Филиповиче».

В нач. XIX в. в монастыре сгорел храм Симеона Столпника и пропал ряд бумаг, относящихся к Афанасию Медная рака с мощами мученика расплавилась, но свящ. С. Литовский с прихожанами отыскал частицы мощей, и они были помещены на оловянном блюде в алтаре трапезной церкви.

В 1823 г. мощи были переложены в деревянный ковчег и поставлены в церкви, в 1857 г.- помещены в серебряный позолоченный ковчег, пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к Афанасия (В 1935 ковчег (52,4´ 26´ 3´ 27 см) был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре.)

рака с мощамиВ 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика.             В 1893 г. в гродненском Коложанском монастыре построили храм во имя Афанасия Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснинский жен. монастырь.

Тропарь и кондак Афанасия написаны архим. Маркианом 30 авг. 1819 г. Канонизация Афанасия подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апр. 1984 г. В Минее (МП) под 5 сент. помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) Афанасия, под 20 июля — тропарь и кондак святому. В тексте службы Собору Белорусских святых Афанасий упомянут во 2-м тропаре 3-й песни канона утрени.

(Просмотров:407)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *